Мусягина Елена Николаевна

игры на развитие лексико-грамматических категорий

27 апреля 2016

ПРИМЕРНЫЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ

 

 

ПРЕДЛОГИ

 

 

УПР. № 1

 

ЦЕЛИ: Учить ребёнка правильно образовывать форму Родительного падежа единственного числа существительного с предлогом «У».

СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый предлагает ребёнку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:

- У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки).

- У кого сильные руки?

- У кого копыта? Лапы? Ноги? Щетина? Рога? Длинный хвост? Длинные уши? Когти? Вымя? Пятачок? Полосатая шкура? Пятнистая шкура? И т. п.

    Если ребёнок отвечает существительным в Именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор ребёнку даёт 2 ответа, например: У тигР или У тигРА – как правильно?

УПР. № 2

 

ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом «НА»; учить выделять «МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» в предложении; развивать внимание и речевую память.

      СОДЕРЖАНИЕ: Логопед внятно, чётко, выделяя голосом предлог «НА», произносит такие 2-ступенчатые и 3-ступенчатые инструкции:

- Положи тетрадь на стол, а лист бумаги на стул.

- Поставь блюдце на подоконник, кубик на стол, а книгу на полку.

      Когда задания с «маленьким словом «НА» будут выполнятся  без ошибок, можно объяснить ПРАВИЛО:

      МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ НАВЕРХУ.(СМ. СХЕМУ)

 

Задача ребёнка – выделить в стихотворении «маленькое слово «НА»:

Воробей сидел НА ветке у окна,

Ну а я – НА табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей  НА крышу с ветки,

А я НА пол с табуретки.

УПР. № 3

ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД  в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед рассказывает рассказ об озорном котёнке и предлагает детям придумать: ПОД что мог залезть котёнок? ( ПОД забор, ПОД крыльцо, ПОД шкаф, ПОД кровать, ПОД стол и т. д.) Составление предложений: Котёнок залезал ПОД забор. Котёнок залезал ПОД крыльцо. И т.п.

 

ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ПОД» ПОЯВЛЯЕТСЯ  ТОГДА,  КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ. (СМ. СХЕМУ)

 

УПР. № 4

ЦЕЛИ: уточнить пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлога  В; учить ребёнка выделять в предложении предлог В и составлять предложения с этим предлогом.

СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый просит положить одну из игрушек (кубик, машинку и т. п.) последовательно: В ящик, В банку, В мешок. Когда каждое действие выполнено, логопед спрашивает: «Где находится предмет? Какое маленькое слово помогло выполнить задания?» После правильного ответа ребёнок заучивает ПРАВИЛО:

 

   МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «В» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ. (СМ. СХЕМУ)

 

- Во что (в какую еду) кладут  соль, а в какую – сахар?

Ответы: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон.

Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, молоко, какао и т. п.)

-В какую посуду кладут хлеб? Горчицу? Перец? Салат? Конфеты? Соль? Молоко? Селёдку? Масло? Варенье? И т. п.

Если ребёнок затрудняется перечислить предметы посуды, следует показать их ещё раз, назвать предметы несколько раз, а при необходимости спросить ещё раз:

- Что кладут В салатницу, перечницу, сухарницу, селёдочницу, маслёнку, блинницу и т.д.?

- Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т. п.?  

 После уточнения названий предметов посуды, акцент перемещается на предлог В.

Продолжать учить ребёнка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые».

 

ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

 

Пчела живёт В улье. Коза живёт В сарае. Белка живёт В дупле.

 

УПР. № 5

 

ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трём опорным словам.

Лиса-лезть-нора. Коля- сидеть-стул. Дедушка-спать-диван. Жук-спрятаться-лист. Лебеди-плавать-пруд. Мама-идти-зонт. Гриб-расти-ёлка. И д.р.

 

УПР.№ 6

 

ЦЕЛИ: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К; учить распространению предложений определениями.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям посмотреть на бабочку и подумать, К ЧЕМУ или К КОМУ она может подлететь (деревья, цветы, постройки и пр.)

При затруднении логопед объясняет ПРАВИЛО:

 

МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «К» ПОЯВЛЯЕТСЯ КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ПРЕДМЕТУ. (СМ. СХЕМУ)

Ответы: Бабочка подлетела К большому красивому цветку. Бабочка подлетела К детским красным качелям.

 

УПР. № 7

ЦЕЛИ: Учить ребёнка составлять предложения по двум опорным  словам с включением предлога К.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед просит детей посмотреть на СХЕМУ ПРЕДЛОГА «К» и вспомнить, когда появляется в предложении это «маленькое слово». Затем просит послушать пару слов, подумать, кто и как будет «приближаться» (так как «К» - предлог движения), и составить предложение с «МАЛЕНЬКИМ СЛОВОМ «К»:

 

  МАЛЬЧИК-ОКНО. ДЕВОЧКА-ДОСКА. ПАССАЖИР-САМОЛЁТ. ВОДИТЕЛЬ-АВТОБУС. ДОЯРКА-КОРОВА. МАМА-КОЛЯСКА. ПОЕЗД-ВОКЗАЛ. И пр.

 

УПР. № 8

ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям внимательно прослушать предложение и заменить действие на противоположное, причём предупреждает, что «маленькое слово К» нужно заменить словом ОТ.

 

ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ОТ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО УДАЛЯЕТСЯ ОТ ПРЕДМЕТА.

 

Затем логопед читает предложения:

 

Белобокая сорока подлетела К ёлке.   -   Белобокая сорока ОТЛЕТЕЛА ОТ

                                                                  ёлки.                                                                

Ядовитая змея подползла К камню.               И т. д.

Скорый поезд подъехал К платформе.

Виктор пододвинул миску К собаке.

Мяч подкатился К воротам.

Корабль подплыл К пристани.

Ученик подошёл К учителю.

 

УПР. № 9

ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять форму Творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

СОДЕРЖАНИЕ:  - С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор,?

                              - С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, каша, борщ, вермишель?

                               - С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

                              - С чем чашка, если в ней: чай, кофе, кефир, компот, сок, лимонад, квас, ряженка, молоко?

(Ответы детей: ведро С мусором; стакан С чаем; банка С мукой; кастрюля С кашей и т. п.)

 

УПР. № 10

ЦЕЛИ: Учить детей употреблять форму Предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом «О».

СОДЕРЖАНИЕ 1: логопед предлагает рассмотреть картину фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать О КОМ и О ЧЁМ заботятся люди на ферме.

Упражнение считается выполненным, когда составлены предложения обо всех объектах на картине без ошибок.

СОДЕРЖАНИЕ 2: расскажите кто о чём мечтает.

- Я мечтаю О новом платье;

- Я мечтаю О путешествии;

- Я мечтаю О собаке и др.

 

ИТОГОВОЕ УПР. № 11

ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе, чётко проговаривая окончания последнего слова.

СОДЕРЖАНИЕ: 1. (ЛИСТОК) Муравей сидел около… -  Жук спрятался под… - Гусеница сидела на… - Божья коровка подползла к…

                            2. (ЯБЛОКО) Петя откусил кусок от … - Восемь косточек было в… - Маша шла с большим …

                            3. (КНИГА) Много картинок было в … - Коля положил карандаш на … -  Гости пришли с… - Мама не может ездить в метро без…

                            4. (МАШИНА) Пять человек сидело в… - Папа отошёл от… - Сосед купил новую.. - Механик лежит под… -  Дети сели в…

                             5. (ПОЛОТЕНЦЕ) Пловец вытирался большим … -  В бассейне не обойтись без… - Много полосок было на… -  Мыло лежало под …;  и т. д.

 

ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

 

УПР. № 1

ЦЕЛИ: Учить детей различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к нему несколько существительных.

СОДЕРЖАНИЕ: логопед объясняет, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Затем берёт игрушечную машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает:

- Машинка ВЫЕХАЛА из гаража, ВЪЕХАЛА на мостик, СЪЕХАЛА с мостика, ОБЪЕХАЛА яму, ПОДЪЕХАЛА к воротам, ЗАЕХАЛА в ворота, ДОЕХАЛА до дома, др.

Затем, производя те же действия, просит детей «подсказать» правильное слово-действие:

-Машинка из гаража  - ?  Машинка к дому  - ? От дома - ? В ворота - ? И т. п.

Когда дети смогут точно,  без ошибок  подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу:

-К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к больнице, к театру, к стройке и т. п.)

- От чего машинка может отъехать? Куда она может въехать? Что – объехать? Откуда – съехать? Что – переехать? И т. п.

 

УПР. № 2

ЦЕЛЬ: Учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

СОДЕРЖАНИЕ: логопед предлагает детям внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие:

-Рыбка к камню (отплыла или подплыла),

                   от берега (переплыла или отплыла),

                   всю реку (вплыла или переплыла).

-Бабочка к цветку (отлетела или подлетела),

                   с ветки на цветок (облетела или перелетела),

                   вокруг капусты (влетела или облетела),

                   в комнату (подлетела или влетела).

-Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула),

                  с бревна (отпрыгнула или спрыгнула),

                  от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула).

 

УПР. № 3

ЦЕЛЬ: та же

СОДЕРЖАНИЕ: логопед наливает воду в стакан, берёт чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах у детей соответствующие действия, закрепляет значение слов: ПЕРЕЛИВАТЬ, ПОЛИВАТЬ, ДОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ОБЛИВАТЬ, ЗАЛИВАТЬ, ВЛИВАТЬ, ОТЛИВАТЬ, СЛИВАТЬ.

 

УПР. № 4

ЦЕЛЬ: та же

-Речь с движением:

1) Ехали мы, ехали, в лес ЗАехали,

Лес ПРОехали, дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к речке ПОДъехали,

Речку ПЕРЕехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к горе ПОДъехали,

Гору мы ОБъехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, в город Въехали,

По городу ПРОехали, из города Уехали.

 

2) Влас с корзинкой в лес ПОшёл,

Всю полянку ОБОшёл,

К старой ёлке ПОДОшёл,

И огромный гриб Нашёл.

 

УПР. №5

ЦЕЛЬ: та же

Логопед просит детей прослушать стихотворение и обратить внимание на слова-действия:

 

1)Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озёрами синими,

Улетать из гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облетать они могут лес,

Залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес

И слетать с крыш в ямы глубокие.

 

2) Стихотворение С. Я. Маршака «МЯЧ»

Оставить комментарий: