Мусягина Елена Николаевна
игры на развитие лексико-грамматических категорий
27 апреля 2016
ПРИМЕРНЫЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПРЕДЛОГИ
УПР. № 1
ЦЕЛИ: Учить ребёнка правильно образовывать форму Родительного падежа единственного числа существительного с предлогом «У».
СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый предлагает ребёнку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:
- У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки).
- У кого сильные руки?
- У кого копыта? Лапы? Ноги? Щетина? Рога? Длинный хвост? Длинные уши? Когти? Вымя? Пятачок? Полосатая шкура? Пятнистая шкура? И т. п.
Если ребёнок отвечает существительным в Именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор ребёнку даёт 2 ответа, например: У тигР или У тигРА – как правильно?
УПР. № 2
ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом «НА»; учить выделять «МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» в предложении; развивать внимание и речевую память.
СОДЕРЖАНИЕ: Логопед внятно, чётко, выделяя голосом предлог «НА», произносит такие 2-ступенчатые и 3-ступенчатые инструкции:
- Положи тетрадь на стол, а лист бумаги на стул.
- Поставь блюдце на подоконник, кубик на стол, а книгу на полку.
Когда задания с «маленьким словом «НА» будут выполнятся без ошибок, можно объяснить ПРАВИЛО:
МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ НАВЕРХУ.(СМ. СХЕМУ)
Задача ребёнка – выделить в стихотворении «маленькое слово «НА»:
Воробей сидел НА ветке у окна,
Ну а я – НА табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей НА крышу с ветки,
А я НА пол с табуретки.
УПР. № 3
ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.
СОДЕРЖАНИЕ: Логопед рассказывает рассказ об озорном котёнке и предлагает детям придумать: ПОД что мог залезть котёнок? ( ПОД забор, ПОД крыльцо, ПОД шкаф, ПОД кровать, ПОД стол и т. д.) Составление предложений: Котёнок залезал ПОД забор. Котёнок залезал ПОД крыльцо. И т.п.
ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ПОД» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ. (СМ. СХЕМУ)
УПР. № 4
ЦЕЛИ: уточнить пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлога В; учить ребёнка выделять в предложении предлог В и составлять предложения с этим предлогом.
СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый просит положить одну из игрушек (кубик, машинку и т. п.) последовательно: В ящик, В банку, В мешок. Когда каждое действие выполнено, логопед спрашивает: «Где находится предмет? Какое маленькое слово помогло выполнить задания?» После правильного ответа ребёнок заучивает ПРАВИЛО:
МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «В» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ. (СМ. СХЕМУ)
- Во что (в какую еду) кладут соль, а в какую – сахар?
Ответы: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон.
Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, молоко, какао и т. п.)
-В какую посуду кладут хлеб? Горчицу? Перец? Салат? Конфеты? Соль? Молоко? Селёдку? Масло? Варенье? И т. п.
Если ребёнок затрудняется перечислить предметы посуды, следует показать их ещё раз, назвать предметы несколько раз, а при необходимости спросить ещё раз:
- Что кладут В салатницу, перечницу, сухарницу, селёдочницу, маслёнку, блинницу и т.д.?
- Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т. п.?
После уточнения названий предметов посуды, акцент перемещается на предлог В.
Продолжать учить ребёнка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые».
ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
Пчела живёт В улье. Коза живёт В сарае. Белка живёт В дупле.
УПР. № 5
ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трём опорным словам.
Лиса-лезть-нора. Коля- сидеть-стул. Дедушка-спать-диван. Жук-спрятаться-лист. Лебеди-плавать-пруд. Мама-идти-зонт. Гриб-расти-ёлка. И д.р.
УПР.№ 6
ЦЕЛИ: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К; учить распространению предложений определениями.
СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям посмотреть на бабочку и подумать, К ЧЕМУ или К КОМУ она может подлететь (деревья, цветы, постройки и пр.)
При затруднении логопед объясняет ПРАВИЛО:
МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «К» ПОЯВЛЯЕТСЯ КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ПРЕДМЕТУ. (СМ. СХЕМУ)
Ответы: Бабочка подлетела К большому красивому цветку. Бабочка подлетела К детским красным качелям.
УПР. № 7
ЦЕЛИ: Учить ребёнка составлять предложения по двум опорным словам с включением предлога К.
СОДЕРЖАНИЕ: Логопед просит детей посмотреть на СХЕМУ ПРЕДЛОГА «К» и вспомнить, когда появляется в предложении это «маленькое слово». Затем просит послушать пару слов, подумать, кто и как будет «приближаться» (так как «К» - предлог движения), и составить предложение с «МАЛЕНЬКИМ СЛОВОМ «К»:
МАЛЬЧИК-ОКНО. ДЕВОЧКА-ДОСКА. ПАССАЖИР-САМОЛЁТ. ВОДИТЕЛЬ-АВТОБУС. ДОЯРКА-КОРОВА. МАМА-КОЛЯСКА. ПОЕЗД-ВОКЗАЛ. И пр.
УПР. № 8
ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.
СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям внимательно прослушать предложение и заменить действие на противоположное, причём предупреждает, что «маленькое слово К» нужно заменить словом ОТ.
ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ОТ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО УДАЛЯЕТСЯ ОТ ПРЕДМЕТА.
Затем логопед читает предложения:
Белобокая сорока подлетела К ёлке. - Белобокая сорока ОТЛЕТЕЛА ОТ
ёлки.
Ядовитая змея подползла К камню. И т. д.
Скорый поезд подъехал К платформе.
Виктор пододвинул миску К собаке.
Мяч подкатился К воротам.
Корабль подплыл К пристани.
Ученик подошёл К учителю.
УПР. № 9
ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять форму Творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
СОДЕРЖАНИЕ: - С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор,?
- С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, каша, борщ, вермишель?
- С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?
- С чем чашка, если в ней: чай, кофе, кефир, компот, сок, лимонад, квас, ряженка, молоко?
(Ответы детей: ведро С мусором; стакан С чаем; банка С мукой; кастрюля С кашей и т. п.)
УПР. № 10
ЦЕЛИ: Учить детей употреблять форму Предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом «О».
СОДЕРЖАНИЕ 1: логопед предлагает рассмотреть картину фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать О КОМ и О ЧЁМ заботятся люди на ферме.
Упражнение считается выполненным, когда составлены предложения обо всех объектах на картине без ошибок.
СОДЕРЖАНИЕ 2: расскажите кто о чём мечтает.
- Я мечтаю О новом платье;
- Я мечтаю О путешествии;
- Я мечтаю О собаке и др.
ИТОГОВОЕ УПР. № 11
ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе, чётко проговаривая окончания последнего слова.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. (ЛИСТОК) Муравей сидел около… - Жук спрятался под… - Гусеница сидела на… - Божья коровка подползла к…
2. (ЯБЛОКО) Петя откусил кусок от … - Восемь косточек было в… - Маша шла с большим …
3. (КНИГА) Много картинок было в … - Коля положил карандаш на … - Гости пришли с… - Мама не может ездить в метро без…
4. (МАШИНА) Пять человек сидело в… - Папа отошёл от… - Сосед купил новую.. - Механик лежит под… - Дети сели в…
5. (ПОЛОТЕНЦЕ) Пловец вытирался большим … - В бассейне не обойтись без… - Много полосок было на… - Мыло лежало под …; и т. д.
ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
УПР. № 1
ЦЕЛИ: Учить детей различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к нему несколько существительных.
СОДЕРЖАНИЕ: логопед объясняет, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Затем берёт игрушечную машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает:
- Машинка ВЫЕХАЛА из гаража, ВЪЕХАЛА на мостик, СЪЕХАЛА с мостика, ОБЪЕХАЛА яму, ПОДЪЕХАЛА к воротам, ЗАЕХАЛА в ворота, ДОЕХАЛА до дома, др.
Затем, производя те же действия, просит детей «подсказать» правильное слово-действие:
-Машинка из гаража - ? Машинка к дому - ? От дома - ? В ворота - ? И т. п.
Когда дети смогут точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу:
-К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к больнице, к театру, к стройке и т. п.)
- От чего машинка может отъехать? Куда она может въехать? Что – объехать? Откуда – съехать? Что – переехать? И т. п.
УПР. № 2
ЦЕЛЬ: Учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.
СОДЕРЖАНИЕ: логопед предлагает детям внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие:
-Рыбка к камню (отплыла или подплыла),
от берега (переплыла или отплыла),
всю реку (вплыла или переплыла).
-Бабочка к цветку (отлетела или подлетела),
с ветки на цветок (облетела или перелетела),
вокруг капусты (влетела или облетела),
в комнату (подлетела или влетела).
-Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула),
с бревна (отпрыгнула или спрыгнула),
от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула).
УПР. № 3
ЦЕЛЬ: та же
СОДЕРЖАНИЕ: логопед наливает воду в стакан, берёт чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах у детей соответствующие действия, закрепляет значение слов: ПЕРЕЛИВАТЬ, ПОЛИВАТЬ, ДОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ОБЛИВАТЬ, ЗАЛИВАТЬ, ВЛИВАТЬ, ОТЛИВАТЬ, СЛИВАТЬ.
УПР. № 4
ЦЕЛЬ: та же
-Речь с движением:
1) Ехали мы, ехали, в лес ЗАехали,
Лес ПРОехали, дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, к речке ПОДъехали,
Речку ПЕРЕехали и дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, к горе ПОДъехали,
Гору мы ОБъехали и дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, в город Въехали,
По городу ПРОехали, из города Уехали.
2) Влас с корзинкой в лес ПОшёл,
Всю полянку ОБОшёл,
К старой ёлке ПОДОшёл,
И огромный гриб Нашёл.
УПР. №5
ЦЕЛЬ: та же
Логопед просит детей прослушать стихотворение и обратить внимание на слова-действия:
1)Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать из гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.
Облетать они могут лес,
Залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес
И слетать с крыш в ямы глубокие.
2) Стихотворение С. Я. Маршака «МЯЧ»